Термин «club music», как и одноимённое направление, возник впервые на Западе с появлением первых ночных танцевальных клубов. С научной точки зрения клубную музыку можно определить, как одно из направлений массовой бытовой индустрии, синтезирующих явления академической музыки, джаза, электронной музыки, с различными формами зрелищ в поп-культуре.
Динамика музыкальной моды и потребности в данном виде музыкального времяпрепровождения в России и странах Запада разительно различны. Это обусловлено временем появления клубного направления в их музыкальной культуре, и их социокультурной ситуацией. На Западе первый виток развития club music стал шокирующим сознание культурным взрывом, внёсшим радикальную новизну в обыденность, поэтому огромная масса людей потянулась к этому виду массовой музыки. Для них клубная культура была равносильна ощущению свободы, она стирала грани социальных слоёв, она освобождала от обязательств перед обществом. В наше время направление «club» на Западе стало неотъемлемой частью музыкальной культуры, наравне с поп-музыкой, но всё же отличаясь от неё изначальным смыслом – клубная музыка призвана создавать медитативное погружение. Об этом можно прочесть в книгах Л. Гарнье «Электрошок» и Ф. Джексона «Клубная культура».
Что касается России, то первоначальное западное восприятие этого вида музыки существовало у нас лишь на первых парах. Сейчас в России клубная музыка потеряла свой смысл, и люди в большинстве своём его не понимают, посещая ночной клуб только чтобы показать себя и злоупотребить алкоголем. А вот об этом можно узнать хотя бы из книги «История российского рейва» А. Хааса.
Несмотря на это и на Западе, и в России, по данным статистики, свободное время 80% людей проводят именно в ночных клубах. Столько же предпочитает слушать музыку этого направления. И профессия ди-джея считается очень модной и престижной.
Современный ди-джей – создатель клубной музыки - должен обладать не только чувством ритма, музыкальным слухом, владеть методами и средствами создания композиций, разбираться в смежных формах массовой и профессиональной музыкальной культуры, но и должен иметь достаточно широкий музыкальный кругозор, ведь клубная музыка охватывает абсолютно все пласты музыкального искусства.
Облик ди-джея многогранен: он психолог, композитор, исполнитель, эстет, звукорежиссёр, «музыкальный сценарист», шоумен, продюсер, и единственный музыкант, которого мало кто знает в лицо. Лицо ди-джея – это его музыка. Умение сводить любые электронные композиции, сочинять уникальные электронные опусы, создать свой уникальный стиль – это заслуживает того, чтобы фигуру ди-джея занести в разряд феноменов. Существуют даже целые художественные киноленты, посвящённые ди-джеям, такие, как, например, основанный на реальных событиях фильм Майкла Доуза (Michael Dowse) «Всё из-за Пита Тонга» («It`s all gone Pete Tong»), повествующий о потерявшем слух ди-джее Фрэнки Уайлде (Frankie Wilde).
Клубная музыка широко применяется в самых различных областях музыкального быта и музыкальной индустрии. Этот вид музыки в огромном количестве входит в ротацию самых известных радиостанций, таких, как «Europa plus», «DFM», «Хит FM», «Nergy» и других. Клубные композиции активно используются в создании звуковых дорожек к рекламным роликам на телевидении (Paul Oakenfold, «Starry Eyed Surprise» - реклама диетической «Кока-Колы»; Paul Van Dyk, «Let Go» - реклама «МТС - Red New»; LMFAO, «Party Rock Anthem» - реклама «Kia Soul» и другие). Клубная музыка является неотъемлемой составляющей 99% музыки к современным фильмам, например: Propellerheads, «Spybreak!» - фильм «Матрица»; Dick Dale & His Del-Tones, «Misirlou» - фильм «Криминальное чтиво»; The Immortals, «Techno Syndrome» - фильм «Mortal Combat»; BT, «Enter the Eclipse» - фильм «Форсаж» и другие). Не забудем упомянуть и достаточно популярную на сегодняшний день аудио-программу «Модель для сборки», в которой Влад Копп начитывает фантастические рассказы современных неизвестных молодых писателей и произведения уже признанных классиков под звучащую фоном клубную музыку, которую играют приглашённые ди-джеи.
Также, по многочисленным опросам молодые люди (как русские, так и иностранцы), участвующие в боевых действиях, перед военными операциями слушают именно клубные сочинения, подобные композиции The Prodigy «Smack my beat up». Они утверждают, что звучание этой музыки даёт им ощущение уверенности в себе, непобедимости, смелости и агрессивности.
История направления «club music» насчитывает уже полвека. По сочинению и фиксации клубные композиции кажутся очень лёгкими и примитивными. Но это далеко не так. Данное ощущение возникает благодаря тому, что в первую очередь человек сразу акцентирует своё внимание на повторе мелодии и ритмического рисунка по-кругу на протяжении всего сочинения (например, композиция ди-джея Hoxton Whores - «Lost in Ibiza»). Однако в любой клубной композиции существует логика и определённые принципы структурирования музыкальной ткани. Подавляющее большинство инструментальных клубных сочинений состоит из трёх условных разделов: I раздел – «выращивание темы» из её фрагментов; II раздел – кульминация, тема во всём своём проявлении; её варианты; III раздел – «угасание» темы до полного её исчезновения. Реже бывает только два первых раздела, или два последних.
Нужно заметить, что среди клубных композиций различают как авторские, так и ориентированные на цитаты из известных сочинений других авторов, как, например, композиция «Athena» DJ Tiesto, где в качестве цитаты звучит фрагмент мелодии из «Адажио для струнных» до-минор Т. Альбинони.
Очень популярны в клубной среде и ремиксы – аранжировки знаменитых хитов профессиональной и массовой музыки (DJ Smash–Ю. Антонов - «Я вспоминаю», X-Mode - «В мире животных», DJ Groove - «Игрушка» и другие).
Для каждой страны характерно влияние на клубную культуру фольклорных музыкальных традиций и наиболее популярных сочинений поп-, рок-культуры, джаза, шансона и других направлений массовой музыки, а также профессионального творчества. Как пример, можно вспомнить Ilona Mitrece – «Un Monde Parfait», Panjabi MC - «Jogi», Noferini & DJ Guy ft. Hilary - «Pra Sonhar».
За пятьдесят лет существования в клубной музыке сложилось множество различных стилей – на данном этапе их более 250-ти. Но все они выросли из нескольких исходных: из диско, электро, техно, эмбиента, хауса, и транса, а остальные образовались путём их комбинирования и варьирования.
В основе ситуации, рождающей клубную музыку, главным процессом в сознании является потребность социальной и психологической компенсации. Огромное количество информации, обязанности, проблемы психологического и нравственного характера, обыденность, - всё это заставляет человека постоянно находиться в напряжении. И чтобы расслабиться, чтобы уйти в параллельную реальность, где стираются все эти аспекты, где человек может стать той личностью, которую он вынужден скрывать под будничными масками, чтобы избежать стресса, - он погружается в музыку, которая не несёт серьёзной смысловой нагрузки, и позволяет пустить мысли в свободный полёт – в club music.
|